Пресса моего рюкзака

Главная » 2008 » Июль » 7 » Елена Зейферт "Мастер фломастера и шариковой ручки"
Елена Зейферт "Мастер фломастера и шариковой ручки"
17:28

Бывший ленинградец Роберт Лейнонен сейчас проживает в Германии, в живописном местечке Лауша. В его прошлом, которое невозможно забыть, – блокада, депортация, трудармия… Долгая-долгая жизнь, со своими невзгодами и победами… Творчество озарило судьбу Роберта Лейнонена разными красками – он одарён как художник и писатель. О литературных произведениях Роберта Адольфовича, особенно его знаменитом стихотворении „Рюкзак", символе российско-немецкой судьбы, написано немало. Каков Роберт Лейнонен-художник?

Картины Роберта Лейнонена написаны… фломастерами и шариковыми ручками. Сразу в это просто не поверить, настолько живы лица на портретах российско-немецкого художника, натуральны тона и складки одежды… Вдохновителем столь уникального метода живописи стал для Роберта Лейнонена другой российский немец, ленинградец Юрий Гейнце – он очень талантливо рисовал фломастерами.

Как сохранять картины, нарисованные фломастером и шариковой ручкой? Ведь они беззащитны перед солнцем. Роберт и его жена Ирина хранят картины в коробках, в темноте, от выставки до выставки, а если показывают гостям дома, то после просмотра тут же поворачивают обратной стороной. Именно поэтому картины Лейнонена ещё и непродаваемы, так как на стене у покупателя они быстро выгорят.

 

Знаток человеческих душ

Ирина Лейнонен, первая помощница и знаток творчества мужа, бережно составила перечень его изобразительных работ с указанием времени создания и размеров картин. Русское и немецкое названия картин, кстати, не всегда адекватны – здесь проявляется двойственная российско-немецкая природа художника. Картины Роберта Адольфовича – домашнее сокровище, и они в надёжных руках любящей супруги. Если представить себе выставку всего творчества Роберта Лейнонена, то в первую очередь посетителя поразит галерея лиц, в подавляющем большинстве – женских. Лейнонен-художник – знаток человеческой души и анатомии.

Сам Роберт Адольфович в качестве самых сильных своих вещей выделяет картины „Изабелла", „Вечерний сумрак" и „Страстный взгляд". Эти работы действительно прекрасны. Все три – женские портреты. На картине „Страстный взгляд" - темноволосая молодая женщина с распахнутым тёмным взглядом, кажется, распахивает нам и свою охваченную чувством душу. Открытый лоб, выразительные брови, губы, приоткрывшиеся в истоме, белое обнажённое плечо… Произведение „Вечерний сумрак" передаёт ещё одно выхваченное из земной жизни мгновение – женщина о чём-то говорит, её волосы за день выбились из причёски, тёмные круги под глазами, уставший взгляд обращён вниз…

Картина „Изабелла" изображает другое произведение искусства природы - женщина с короткой стижкой, улыбаясь, смотрит вверх. Тонко, натурально выписаны атрибуты – изящные очки, круглые красные клипсы, воротник зелёного платья…

 

Женские портреты

Вглядываясь в женские портреты Роберта Лейнонена, уже узнаёшь его излюбленных натурщиц – вероятно, близких сердцу женщин, встретившихся на жизненном пути. Людмила, Изабелла, Ирина… Отдельные женские изображения встречаются лишь однажды: красавица Зульфия, восточная девушка, на одном из полустанков приглянувшаяся оку художника, выглянувшего из окна поезда, лица знакомых женщин Роберта Лейнонена – неких Ларисы, Инны, Гали…

Художник подчёркивает женскую причёску, одежду. Любимая женщина обретает мифилогический и даже библейский ореол: на картине „Мария Магдалина" мы узнаём милый облик Людмилы из других произведений. Картина как бы озарена отсветом жаркого костра, фон напоминает свод пещеры… Та же Людмила то изображает цыганку, накинув на себя пёструю мишуру, то задорно поёт песню. Разные ракурсы ловит и останавливает внимательный взгляд художника – женщине идёт красный цвет, женщина стоит возле скульптурного изображения льва, она же по пояс в воде… C какой любовью Роберт Лейнонен именует изображённую им женщину, видя её, своё сокровище, в разных ипостасях – „Черноморочка", „Морячка", „Скалолазка"… Его умиляет не только возвышенное, но и земное.

Не только женские портреты удаются российско-немецкому художнику. Шедевр, заставляющий живее биться сердце, – портрет ребёнка, картина „Ликование" („Jauchzer"). Маленький ребёнок искренне радуется жизни – круглые глазки, свежий рот в виде сердечка, волосики на лбу, румянец…

Рука Лейнонена воспроизводит облики известных людей. Галина Уланова, поглощённая танцем… Фритьоф Нансен с целеустремлённым взглядом, в как бы заснеженном воротнике… Особый цикл – изображения надгробий Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Яниса Райниса. С любовью к своим корням Роберт Лейнонен выполняет портрет своего деда Акселя. Хорош, точен автопортрет самого художника – глубокий, внимательный взгляд, сжатость узких губ…

Взгляд Роберта Лейнонена, который, кстати, был страстным путешественником, стремится ухватить интересные ландшафты („Aussicht auf Urenga und Suratkul"/"Вид на Уреньгу и Зюраткуль", „Taganai. Lager"/"Таганай. Палатка"), однако заметно, что человеческая натура увлекает художника значительно больше, чем пейзаж. Роберт Лейнонен – в то же время и отличный график, с хорошими задатками архитектора. Ему принадлежат модели павильона, памятника, графическое изображение церкви.

 

Поэзия и живопись

Книги стихов и прозы Роберта Лейнонена, напечатанные им и его супругой в домашних условиях, обильно украшены рисунками автора. „Роберт Адольфович, – спрашиваю я художника, – помогает ли ваша живопись поэзии, а поэзия живописи?" Он говорит: „А я и начал-то рисовать, занявшись иллюстрированием своих собственных стихов. И только после иллюстрирования подошёл вплотную к работе над портретами. Так что поэзия и вывела меня на рисование".

Мы говорили о воображаемой выставке всего изобразительного творчества Роберта Лейнонена. Однако и реальные выставки работ Роберта Лейнонена были частыми и проходили в разных странах. В России – Ленинграде, Приозерске, Копейске, Челябинске, в Германии – в Тюрингии (Ротойль, Зоннеберг, Дитриксхютте, Нойенбау, Лауша, Веймар, Эрфурт), Баден-Вюртенберг (Гёппинген), в Казахстане – в Алма-Ате, селе Константиновка…

Крупицы таланта Лейнонена рассыпаны повсюду. Фотографии картин Роберта на дисках, а также вместе с книгами в виде иллюстраций едва ли не к каждому произведению Ирина Лейнонен отправляет многим людям, и в частных коллекциях они живут своей особой жизнью, сияя доброй краской неугасаемой любви.

 

Опубликовано в газете „Deutsche Allgemeine Zeitung" („Немецкая Всеобщая Газета"), Алматы, 28 июля 2006 г.

Категория: Статьи и публикации | Просмотров: 4940 | Добавил: RAL | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 4
4 defaultNick  
0
Хотим напомнить посетителям нашего сайта, что у нас нет и не будет никакого форума. Любого рода комментарии и письма, не имеющие прямого отношения к отзывам на творчество Роберта Лейнонена или не касающиеся вопросов по его творчеству и захоронениям на Смоленском лютеранском кладбище, уничтожались и будут уничтожаться впредь.
Просим нас понять и искать другие возможности для форумов и выставления своих реклам.

3 AccenemeCah  
1
Хихи, познавательно

2 teannyFew  
1
Данный пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранное http://voronezh.recikl.ru/ - . smile
Ответ: Спасибо и Вам! Ваше мнение отправляется и автору статьи в Москву.

1 Liska  
1
Как обычно, вебмастер грамотно опубликовал!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость