Каталог статей

Главная » Статьи » Публицистика » Раздел 1

Мой путь в технический прогресс
(Отрывок из книги бывшего работника нашего завода,
ныне живущего в Германии, Роберта Лейнонена)

 

В 1939 году, окончив школу с „золотым аттестатом“, я поступил в Ленинградский университет, намереваясь стать астрономом. Собирался я отдать себя науке, человечеству. И нет тут, между прочим, никакой иронии. Это была тогда для меня цель жизни. И что? А ничего - кончилось всё конторой! обычным невзрачным конторским столом.

Удар, нанесённый мне войной, точнее, пятнадцатилетняя ссылка, несправедливость к людям из-за их национальной принадлежности - этот моральный удар был настолько силён, что надолго выбил меня из колеи. Начал я свою карьеру буровым рабочим, водовозом. Другого места для немца со средним образованием на нашем предприятии не нашлось... Потом я стал мастером по бурению. Осенью 1943 года из-за травмы медики запретили мне труд под открытым небом на работах с водой и на морозе. Несмотря на приказ использовать немцев только на тяжёлом физическом труде, мне предложили пойти работать в контору. Если бы мне тогда предложили пойти работать в аптеку или ЗАГС, я пошёл бы и туда. Мне было всё безразлично!

В 1947 году я стал нормировщиком. Когда я, уволившись из конторы, устроился на завод, меня направили в транспортный цех завода нормировать работу грузчиков, путёвки шоферам выписывать.

В 1954 году я уехал в Ленинград на два месяца учёбы. Вернулся в Копейск с „дипломом“ - занял пост старшего нормировщика завода. По настоянию жены закончил Копейский горный техникум с „золотым дипломом“. А для чего мне нужен был этот диплом? Прежде всего, для того, чтобы уйти из нормирования. (В то время я работал начальником группы технического нормирования в ОТЗ нашего нового объединённого и значительно возросшего завода). Теперь мне казалось, что мне открыт путь в технику, что получу я новую специальность конструктора - творческую, интересную. И я окунулся с головой в новую работу. Делал всё, что было нужно. Получил медаль ВДНХ в Москве за дипломный проект. Но „кто-то ведь должен руководить“!

Я оказался кандидатом, подходящим на место начальника отдела технической информации. Я взялся за дело, конечно, с самыми благими намерениями. Старался, как мог. Но...

Несколько слов об этом заводе. Во время войны в Копейск было эвакуировано два больших завода, один из них из Донбасса, из Горловки. Это был машиностроительный завод, выпускавший врубовые машины и насосы для шахт; в город он прибыл под номером, как и все военные заводы тех времен.

В течение долгих лет для копейчан это был „25-й завод“. И никто не называл его „Горловским заводом им. Кирова“, который в действительности никогда военным заводом и не был.

Второй завод, прибывший в Копейск из Бердянска, был действительно военным „258“ заводом Наркомата Обороны. Завод этот выпускал снаряды и в Копейске, как только обосновался. Ни для кого это не было секретом: ящики со снарядами грузились, в железнодорожные вагоны на виду у всех горожан на погрузочной платформе завода почти в центре города. После войны завод прекратил выпуск своей продукции и был передан министерству строительного и дорожного машиностроения. И стал этот завод выпускать модели всякой продукции, например, полуавтоматы для резки кирпича на кирпичных заводах, ленточные транспортёры, бетономешалки, оборудование для трелёвочных тракторов, линии для изготовления санитарного фаянса и многое другое. Выпускался даже трактор СУТА (строительный универсальный тракторный агрегат).

Так с 8 апреля 1950 года я и начал свою долголетнюю карьеру на заводе. Старший нормировщик завода, мой непосредственный начальник Арам Пулузьян, был умным и образованным человек имел кандидатскую степень. Мы много беседовали с ним, постепенно, с его помощью, я стал постигать тайны науки нормирования, чуть-чуть стал понимать, что такое машиностроение вообще. Под его руководством я многому научился. Проводил много хронометражей на рабочих местах, знакомился с оборудованием, различными станками, с опытными станочниками, например, с выдающимся токарем Николаем Доброносовым, который стал потом Героем Социалистического труда. Так я постепенно, шаг за шагом, продолжал свои шаги длительного пути в мою карьеру машиностроителя. И продолжалась она более 30 лет от нормировщика в цехе саврасок (конный двор транспортного цеха), грузчиков и шоферов, до начальника отдела ОАСУП перед выходом на пенсию в 1981 году.

 

Опубликовано в газете „Механизатор“ города Копейска, № 15, 30 апреля 2004 г.

Категория: Раздел 1 | Добавил: RAL (08.07.2008)
Просмотров: 453 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость