Каталог статей

Главная » Статьи » Живопись в прозе » О том, что и как я рисую...

Портрет

Иной раз говорят: „Какое удивительное фото! Просто как в жизни!“. А другой раз - наоборот: „Что это за рисунок? Это ж просто фотография!“.

... Твоя большая фотография смотрит на меня со стола. Я её изучаю пока, пока не приступил к рисованию - портрет очень сложно сделать!

И я смотрю и смотрю на снимок. Я, как художник, замечаю в нём много интересных для меня нюансов - теней, подсветок, бликов. Считаю, что фотограф сделал очень удачно свет, лучше, чем на других, которые ты мне дала. Очень выразительные глаза, причём, оба хорошо проработаны, с множеством деталей. Чувствуется их прозрачность, ощущается влажность, хорошо просматриваются реснички сверху и снизу.

Отблески правого и левого света отлично играют на губах, потому и губы очень выразительны.

Фотография, безусловно, хорошая, прекрасно сделаны волосы. Нос тоже сделан хорошо: боковые света, справа и слева, и более тёмная средняя полоса, подчёркивающая прямоту, и все эти три световых поля разделены двумя лёгкими полосками света. Отлично! Нос никуда не исчез, как бывает, не провалился, не слился...

Можно ещё говорить о свете и натуре - портрет сложная задача!..

Как-то давно я гостил летом несколько дней у своего друга-профессионального фотографа Эрика Лореша. В воскресный день - ради любопытства - я напросился к нему в ателье и пробыл там несколько часов после обеда до конца смены. Как же это интересно! Человек, который приходит фотографироваться в ателье к специалисту и представить себе не может!

Чтобы я не смущал клиентуру своим присутствием, он меня выдавал за помощника- практиканта. Советовался со мной, я ему софиты переносил, даже иногда в камеру заглядывал. Человек он очень опытный, а я тут, в ателье, никогда камерной съёмкой не занимался - новичок в этих делах. И сделал для себя множество интересных открытий!

Такой фотограф-профессионал должен быть великолепным психологом! Для получения хорошей фотографии очень важно „расслабить натуру“, снять с неё напряжение, показать, что всё очень просто и ничего не надо бояться, не надо нервничать, нужно снять боязнь объектива. Это чрезвычайно важно!

Нельзя ни на минуту сомневаться в своей красоте, обаятельности (даже если их и нет!), надо быть убеждённым, что ты интересен, надо убедить человека в том, что он интересен и ему наплевать на чужое мнение. Есть у меня одно стихотворение на эту тему, которое я читаю женщине, как бы готовя её к снимку. Оно звучит так:

 

Раскрыв в порыве смелом грудь,

Любого сможешь удивить:

Я - Жанна Д'Арк!! Пусть кто-нибудь

Меня посмеет осудить!

 

Женщина должна гордо поднять голову: смотрите на меня - я женщина! Я - женщина, в этом моя власть! Я некрасивая? Кто это сказал? А есть мужчина - и я ему верю! - я нравлюсь ему! Чихала я на вас всех!

Я женщина! Я горжусь этим. Я Жанна Д'Арк! Кто посмеет меня осудить?!

Фотографироваться нужно с таким настроением, а не маскируясь идиотской фразой:

„Вы знаете, я нефотогенична!“

Дура ты, а не „нефотогенична“!

 

... Ателье. Полумрак. Воскресенье. Геленджик - фешенебельный курорт. Народу в фотографии битком. Нужно успеть, нужно спешить, и хочется всем угодить - мой друг не ремесленник!

- Прошу! Пожалуйста! Следующий!

Входит пара. Ну, конечно, пляжное знакомство. Что им надо? Что-нибудь грандиозное на память!! Видно же сразу - любовь просвечивается насквозь и сквозь глаза этой женщины, и сквозь улыбку, и сквозь воздушное платье - всё ведь на виду здесь, в этом притенённом ателье, где, кроме солидного, внушающего доверие фотографа и его неприметного помощника, никого нет.

И мой друг должен моментально сообразить, оценив внешности и состояние влюблённых, как их усадить, поставить, как развернуть, как подсветить, как подчеркнуть что-то, как что-то убрать, куда девать руки...

Но их нужно ещё и успокоить, привести в состояние съёмки, значит, надо поговорить, а ведь времени мало - там ждут другие...

- Значит, Вы хотите в бюст? Будьте любезны, присядьте, пожалуйста! Подбородочек чуть повыше, и смотрите вот сюда - на мою руку!.. Отлично!.. Роберт, свет сзади немного поближе... Хорошо, хорошо!..

- Молодой человек, чуть наклонитесь к партнёрше... Хорошо... Руку, девушка, положите свободно... Безо всякого напряжения... Очень хорошо!.. Прекрасно!.. А теперь чуть-чуть внимания! Не шевелитесь!..

- Спасибо! Можете зайти послезавтра!.. Будьте здоровы!.. Приятного отдыха!.. Прошу, следующий!..

Ну, этот приехал в санаторий из дальнего колхоза. Какой-нибудь хлопкороб. Грудь в орденах! Ему, конечно, главное грудь показать! И то, что он на Чёрном море был. Тут надо задник с пальмами и морскими просторами. И посадить в кресло, руки на колени, и мёртвым взглядом в объектив, чтоб там, в глухом колхозе, впечатление произвёл...

- Следующий, пожалуйста!..

Господи! Это что ещё за гурьба! Семейная фотография: бабушка, дедушка, дети, внуки... А одна внучка ни черта ещё не соображает: крутится, вертится... Вот егоза!

Но дело ведь в том, что все заняты ею, все пытаются её успокоить, а группы-то нет! В объектив смотрят по очереди, все невпопад, вразброд. Эту гвардию нужно организовать, убедить, что внучку фотограф берёт на себя, это он сумеет её уговорить и поймать. Но все остальные должны быть постоянно готовы к съёмке...

- Спасибо!.. Всего доброго!.. Будьте любезны, следующий!..

Двое „поддатых“, хорошо „поддатых“ военнослужащих - лётчики отдыхают. Хорошие ребята! Девчонки фотографий ждут.

- Следующий!

- Мне бы вот внучку как-нибудь снять...

Вот и выдумывай, как снять внучку!

- Счастливо Вам!.. Следующий!..

Господи - красавица-то какая!

- А как бы Вы хотели?

- Я не знаю, как... Мне бы хотелось в бюст, что ли...

В бюст! А бюст-то какой! Мамочки! Фантастично!

- Я Вас понял! Сядьте, пожалуйста, сюда за столик!.. Хорошо!.. Совершенно свободно... Вот цветочки поставим сюда... Справа, Роберт, убери свет... Сходи, пожалуйста, прикинь, много там ещё народу.

Видимо, я мешаю. Ухожу.

- Так... Воротничок поправьте, пожалуйста... Чуть-чуть головку набок... Попробуйте повеселее!.. Внимание!.. Снимаю!.. Повторим!.. Пересядьте, пожалуйста, вот так... Влево разворот побольше... Возьмите розу в руку... Опустите немного... Хорошо... Так, снимаю.

- Хорошо!.. Послезавтра за карточками!.. Простите, а Вы не смогли бы послезавтра придти после семи (то есть после работы). Я бы Вас ещё раз снял. Я, конечно, прошу ещё раз прощения - поверьте моему чутью фотографа: Вы очень красивы, и я мог бы - хотя нам это категорически запрещено - мог бы снять Вас... слегка оголив грудь... Я уверяю Вас - это будет необычайно красиво! Только обязательно при свидетелях!.. Приходите с мамой! Мать у Вас здесь?

- Хорошо, я согласна, я приду с мамой...

И она приходит, с мамой, действительно приходит. И мама очень привередлива и щепетильна. Но снимок получен! Великолепный снимок!

А смогла бы эта молодая красивая женщина так сфотографироваться? Вряд ли!

Так бы и утащила бы, как это бывает чаще всего, свою молодую и неповторимую красоту в могилу, поблеклую и увядшую.

А теперь хоть на память оставит себе свою молодость, а может, и ещё кому-нибудь.

- Следующий!..

К концу дня мой друг еле на ногах стоит. Ну, конечно, у него уже отработаны сотни разных вариантов и света, и фона, и поз. Но их надо моментально выбрать и приспособить к тем, кто заходит по команде:

- Следующий!..

 

Вот и пофотографировали - а началось с фотографии, которая с кислиночкой на губах стоит передо мной...
 

Выдержка из рассказа „Мой друг фотограф Эрик Лореш“, связанная с работой "Печальный взгляд" (12 сентября 1986). Полный текст рассказа можно прочитать и скачать в „Хранилище“.

Категория: О том, что и как я рисую... | Добавил: RAL (16.07.2008) | Автор: Роберт Лейнонен
Просмотров: 448 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость