Каталог статей

Главная » Статьи » Публицистика » Раздел 1

Куса - Копейск
В „Kопейский рабочий“
 

29 августа 1972 года

Идея организовать многодневный пробег в честь Дня Шахтёра зародилась, конечно, не сразу. Но и удивляться, собственно, нечему, если всю жизнь всё свободное от работы и семейных забот время занимаешься любимым видом спорта - бегом.

Николая Петровича Богачёва в нашем городе знает всякий, кто хоть чуточку интересуется спортом или бывает на наших весенних эстафетах. Без его участия соревнований по бегу у нас не бывает. Для тех, кто Николая Петровича не знает, могу добавить, что работает он у нас на заводе имени С.М.Кирова протяжником в цехе М-1.

Он-то и стал одним из инициаторов организации пробега. Привлёк других любителей этого вида спорта. Посоветовались, поспорили и порешили. Обратились в ДСО (Добровольное Спортивное Общество).

Но одно дело задумать, другое - осуществить. Понятно дело, не всё сразу получалось, не всё гладко пошло, но команду сколотили неплохую.

Вечером 24 августа возле заводоуправления собралось 13 бегунов. На белых майках красные надписи: „Куса - Копейск“, а на алых лентах через плечо золотыми буквами девиз пробега - „День Шахтёра“.

Путь предстоит немалый: до Кусы добрых двести километров, а времени уже много.

Заместитель директора завода Николай Павлович Верховых обращается к нам с последними напутственными словами, и 13 спортсменов группой стартуют в далёкий путь.

Самый первый этап - это наш город: улица Ленина, проспект Победы, завод Пластмасс. Это, так сказать, лёгкая разминка. Бежать бы дальше - да времени нет. По графику мы должны сегодня доехать до Кусы. Ночёвка там.

За городом все садятся в автобус, разгорячённые, шумные, дух приподнятый, боевой.

- Жми, дядя Миша! А то все столовые закроют: есть охота!

Михаил Михайлович Шайтанов, наш шофёр, добродушно ворчит себе под нос, что-де шибко по городу не разбежишься и лучше бы объехать Челябинск с юга. Едем в объезд, попутно заезжая во все столовые.

- А где ужинать-то будем? - интересуются ребята.

- Есть ещё две столовые на пути, - флегматично отвечает наш водитель.

Столовые нам действительно повстречались, только первая была закрыта на ремонт, а вторая просто потому, что время вышло.           

А машина наша уже катила по Уфимскому тракту.

- Теперь столовых до самой Уфы не найдёшь, - невозмутимо поясняет дядя Миша.

Посоветовавшись, решили ехать дальше. Вскоре совсем стемнело. Прикинули мы - в Кусу в назначенное время никак не доехать. А тут вдруг - бах! - колесо переднее как назло прокололи. Встали. Тишина кругом, звёзды сияют. Озеро в лесу к самой дороге пробралось. Жар дневной спал, воздух напоен смолистым запахом сосновой хвои.

Делать нечего - ребята боевые, помогли шофёру колесо сменить и снова в путь. Час проходит за часом, мотор монотонно гудит, а тракт стрелой упёрся в темноту ночи. Только в стороне сверкают далёкие огоньки.

- А давайте заедем на вокзал в Златоустье, там буфет и ночью работает, - предложил кто-то.

Вот и последний перевал. Забрались за гребень - где-то внизу море огней. Златоуст. Въезжаем в предместье, Балашиху.

- Как проехать в Златоуст? - спрашиваем.

- Мне самому в город проехать надо, - говорит мужчина, стоящий на остановке. - Подвезите - расскажу.

Едем. Вдоль шоссе многоэтажные современные дома выросли. Витрины магазинов, столовые на замке. Наш попутчик сходит.

- Так дальше по этой улице до города и поедете, а на повороте спросите.

Спрашиваем на повороте.

- Вам на вокзал? Так и езжайте. До города доедете - через мост направо и вокзал.

Добрались мы до вокзала, поужинали, опять спрашиваем, как на Кусу проехать.

- Проще пареной репы, - говорят. - До города доедете, через мост направо и прямо на Кусу.

Ну, тут уж мы не выдержали и дружно хором расхохотались: ехали мы по Златоусту, ехали, а так толком и не поняли: были мы в городе или нет?

Около двух часов ночи подкатили мы наконец ко Дворцу Культуры в Кусе, где и заночевали.

Утром на площади возле трибуны загремел оркестр. Стал собираться народ, молодёжь, местные поклонники спорта.

Между колонн Дворца большой плакат: „Привет участникам пробега Куса-Копейск!.

Перед нами с кратким приветствием выступил секретарь Кусинского Горкома Комсомола. В ответном слове я рассказал о нашем городе, о пробеге и его участниках. Собравшиеся девушки преподнесли нам большой букет цветов и в половине одиннадцатого наша команда в полном составе под звуки оркестра стартовала с главной площади города на Златоуст. До границы города в нашем автобусе бегунов сопровождал и секретарь Горкома Комсомола.

Только там, где из скалы высоко в небо взметнулась надпись - „Куса, представители города тепло расстались с нами и просили сообщить о результатах пробега. Даже поговаривали об ответном визите кусинских бегунов к нам.

Но тут показалась наша команда, которую мы немного обогнали. По графику теперь на трассе до села Медведёвки, что в 15 километрах от Кусы, продолжали бег два спортсмена. Остальные заняли свои места в автобусе.

Справа возле обочины дорожный знак: „Внимание! Крутой затяжной подъём“. А если расшифровать - семь километров пыльной дороги только вверх. Ни одного спуска, даже хотя бы ровной площадки. Только вверх! Неумолимо вверх семь километров.

Ноет двигатель автобуса, с надрывами гудит коробка передач, вода в радиаторе почти кипит - 90 градусов! Затяжной подъём. Но ведь это знак-то для машин!

А люди бегут. Сердце стучит, рвётся из груди, а отдохнуть нельзя. Только вверх!

Навстречу с горы спускаются тяжёлые самосвалы и тягачи с прицепами. Тучи пыли подымаются за ними, заволакивают всё кругом и зависают в воздухе... Ни ветерка.

Нам из автобуса временами не видно бегущих, не видно встречных машин. Словно призраки каких-то неведомых чудовищ выплывают они из пыльного марева, переваливаясь с боку на бок. Иногда в клубах серой пыли мелькают очертания двух человеческих фигур. Бегут!

Просто невероятно себе представить, на что способен человек. Машина отказывает, кашляет, хрипит. А люди бегут!

Здесь в железе спрятаны десятки лошадиных сил и им невмоготу. А вот худощавый на вид мастер спорта Николай Сисолятин и его товарищ Виктор Белоусов, оба представители ЧТЗ (Челябинский Тракторный Завод) упорно бегут и бегут... Они выбрали самый тяжёлый участок трассы.

Наконец показался перевал. Далеко за лесом на фоне голубых гор растянулась Медведёвка. Ещё восемь километров, но теперь уже легче, на спуск...

И кажется, все пятнадцать человек, которые ехали в автобусе, с облегчением вздохнули. Каждый хоть и молча, горячо переживал за товарищей. Уж очень нелегко им пришлось.

- Может, хватит, ребята? - крикнул кто-то в окошко.

Ну, разве можно, преодолев такой подъём, отказаться от такого заманчивого спуска! Темп увеличился, и когда первая наша пара закончила свой этап, секундомер отсчитал 55 минут!

А пока на трассе следующая пара продолжает бег. Володя Бельзак, наш врач, просчитывает пульс, замеряет давление. Всё в норме! У Николая „отлично“ - пульс всего 138! И это после такого напряжения.

До Златоуста в паре бегут наш ветеран Николай Петрович Богачёв, участник финального забега газеты „Правда“ в этом году и наш Белоусов-второй.

Дело в том, что в нашей команде три Белоусова, три брата: Виктор, кандидат в мастера спорта, Василий, перворазрядник и младший Владимир, имеющий второй спортивный разряд. Оба младших брата - токари на нашем заводе. Это целое поколение бегунов. Говорят, у них и четвёртый брат подрастает. Тоже собирается бегуном стать.

Итак, вторая пара бежат тоже по сложной горной трассе с многими подъёмами и спусками. Дорога такая же пыльная. Стоит неимоверная жара.

А рядом бегут и бегут спортсмен с большим опытом, представитель старшего поколения и, в сущности, юноша, молодая смена. И второй этап завершён с хорошим результатом.

Бесконечно растянувшийся город Златоуст проходят два второразрядника, Володя Белоусов и его тёзка, токарь цеха М-4 Ильин. Бежать по городу в разгар рабочего дня рядом с машинами и трамваями, пересекая многолюдные и оживлённые перекрёстки, не так-то просто. Требуется большая собранность, внимание и сосредоточенность. Ребята хорошо справились со своей задачей, а мы со своей: купили всем три отличных арбуза. За Балашовкой на трассу вышла новая пара: молодые ребята Виталий Попов и Иванов, оба рабочие нашего завода. Потом их сменили известный в нашем городе перворазрядник горнорабочий шахты „Красная горнячка“ Нурман Малеев и молодой рабочий нашего завода Николай Баландин.

У них эстафету приняли представители ЧТЗ перворазрядники Казачков и Зенин, оба Николаи. Далее старейший участник нашей команды Николай Гуров, в прошлом известный у нас в городе велосипедист, мастер термического цеха нашего завода.

Кстати, Вы заметили: нам повезло на Николаев. В нашей команде их набралось целых шесть. А если учесть, что бежало у нас 13 человек и в гостинице нам отвели номер 13, надо понимать, как нам везло.

А мы всё приближались к Миассу. Спортсмены выходили на трассу уже по второму разу. Мелькали километры, бежало время.

В городе Миассе на площади перед Дворцом Автомобилестроителей мы были в 7 часов вечера в соответствие с нашим графиком.

Но к нашему удивлению, нас никто здесь не встречал. Конечно, обидно это было не только ребятам, отдавшим столько сил, энергии и выдержки, но и всем остальным участникам пробега.

Это было просто пренебрежительным отношением к людям, отсутствием просто элементарного такта, в конце-концов.

Правда, гостиницу нам забронировали и отдохнули мы после первого тяжёлого дня очень хорошо. В субботу мы стартовали из Миасса. Понятно дело, нас никто не провожал, никто нам ничего не сказал и ничего о нас не спросил. Конечно, настроение было испорчено, но наши бегуны и здесь показали высокую дисциплинированность и подтянутость.

Все как один выстроились в ряд на центральной улице перед гостиницей и по сигналу московского радио ровно в 11 часов, как было установлено графиком... убежали из Миасса.

Далее наш путь лежал на шахтёрский город Коркино, который отмечал не только праздник „Дня Шахтёра, но и своё 30-летие. Поскольку город Коркино первоначально в нашем маршруте не значился, никто о нашем прибытии ничего не знал.

В город мы вошли уже в сумерках. В гостинице нам очень любезно предоставили места и хотя столовая уже закрылась, для нас специально было сделано исключение. Пока наши ребята устраивались и умывались, нам был приготовлен отличный ужин. Мы даже сумели посмотреть по телевизору открытие 20-х Олимпийских игр.

А утром на стадионе „Труд“ при большом скоплении любителей спорта и участников Коркинской праздничной эстафеты под звуки оркестра наша команда вошла на поле стадиона. Секретарь Коркинского Горкома Комсомола Володя Юркеев приветствовал участников пробега, познакомил присутствующих на стадионе с нашими бегунами и вручил всем памятные значки. После моего ответного слова был дан старт, наша команда сделала круг по стадиону и пробежала в полном составе по улицам города.

В начале 12 двое из наших челябинских представителей вошли в Челябинск, а без пяти минут 12 наша команда пробежала по площади Революции.

И вот наступили последние минуты пробега. Без двадцати минут два. Группа бегунов проходит границу города Копейск. Последние километры. И понятно волнение кадого. Как встретят, будет ли народ?

Наш автобус не выдерживает, он вырывается вперёд и спешит к финишу. Да, теперь мы - те, кто не бежал - видим, что ребята напрасно беспокоятся: площадь полна народу. Солнечный отличный день привёл сюда многих копейчан. Пришли родные, жёны, отцы, матери.

На площади оживление. Меня окружили со всех сторон, сыпятся вопросы. Всё ли в порядке, как самочувствие участников, почему их всё ещё нет?

Через улицу протянулся приветственный лозунг. Оркестр приготовился к встрече. Два часа. Публика волнуется.

- Бегут!

Все устремляются на середину площади, где лучше просматривается улица Ленина. Выстраивается плотный заслон из сотен людей. Я пытаюсь пробить в нём брешь, чтобы моим ребятам было хоть куда бежать.

И вот они на площади. Заключительный марш. Крики радости. Объятия. Вот уже качают Малеева, друзья и товарищи пожимают руки, я никак не могу построить команду, да и негде: везде народ. И наконец рапорт, награждения, приветствия. Участники довольные, радостные уходят с площади.

Позади более двухсот пятидесяти километров сложного пути, почти 18 часов в общей сложности продолжался бег по горам и в 30-ти градусную жару.

Надо иметь большое мужество, стойкость, волю, выдержку, чтобы всё это преодолеть. И закалку эту даёт спорт.

Все участники пробега безусловно большие энтузиасты полюбившегося вида спорта. Чем иначе можно объяснить, что в беге принимал участие Николай Гуров, которому уже 45 лет и который ещё и сейчас проходил 5 километров за 20 минут. Кстати, попробуйте сделать это сами, ради любопытства!

А ведь Нурмана Малеева встречала на площади целая семья: жена и четверо - я не оговорился - четверо детей! А разве не любопытно, что из всех 17 участников пробега один-единственный курит (замечу в скобках: он не спортсмен).

Пропаганда спорта - это одна из задач пробега. И потому в заключении хочу выразить общее мнение участников, обращаясь ко всем руководителям, большим и малым: содействуйте всемерно, везде и всюду, развитию спорта, энтузиастов у нас много - и молодых, и старых. Всемерно помогайте им. Уверяем Вас - затраты окупятся с лихвой!

Руководитель пробега: Р.Лейнонен.

 

Опубликовано в газете „Копейский рабочий“ 29 августа 1972 г.

Категория: Раздел 1 | Добавил: RAL (18.07.2008)
Просмотров: 796 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость